Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что взаимодействие властей в государстве и его эффективность являются очень важным предметом для политологического исследования, поскольку от данного явления зависит стабильность государства и качество построения политической системы, которое, в свою очередь, оказывает значимое влияние на функционирование общества в целом, а также на качество и уровень жизни населения той или иной страны.
В первую очередь, нужно отметить, что если различные ветви и уровни власти в государстве взаимодействуют на высоком уровне, это позволяет осуществлять эффективное социально-экономическое развитие по следующим причинам:
– в государстве соблюдается законность и имеет авторитет судебная власть, которая действует на основании положений, которые сформированы законодательной;
– в государстве эффективно развивается коммерческая деятельность, поскольку гармоничные административно-правовые условия дают возможность бизнес-структурам качественно работать в рамках закона и приносить пользу государству;
– в государстве наблюдается равное распределение средств федерального бюджета на оказание экономической поддержки различных регионов, в частности, развитие муниципальных образований, которые по разным причинам не способны к самообеспечению.
Таким образом, важность и значимость проблемы эффективности взаимодействия различных ветвей и уровней власти в государстве является актуальной, однако недостаточно разработанной в современной научной литературе.
Степень исследованности в науке. При исследовании режимов взаимодействия властей в научной литературе выделяются два основных направления:
1. Исследование режимов взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, которое отразилось в работах таких авторов как: Д.П. Гавра, А.С. Веселовская, О.С. Реснянская, М.С. Кенс и др.
2. Исследование режимов взаимодействия государственной и муниципальной власти, различные аспекты которого можно встретить в работах таких авторов как: В. Гельман, К.Ю. Кисель, Д.В. Иванов и др.
Новизна исследования заключается в том, что в данной курсовой работе выработаны основные индикаторы и показатели для сравнительного кросс-культурного анализа эффективности взаимодействия властей в различных странах.
Объект исследования – взаимодействие властей.
Предмет исследования – режимы взаимодействия властей.
Цели исследования:
1. Выявить основные индикаторы и показатели эффективности взаимодействия властей на теоретическом уровне.
2. Провести сравнительный кросс-культурный анализ взаимодействия властей в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Методология исследования: кросс-культурный анализ, сравнительный анализ, исторический метод, классификация, обобщение, контент-анализ.
Важную методологическую роль для данного исследования играет концепция В. Вундта о «о психологии народов».
Гипотезы исследования:
– основным фактором взаимодействия властей в государстве является характер социально-экономических отношений и сформированный политический строй;
– эффективность взаимодействия властей во многом зависит от адекватности структуры построения и распределения функций органов исполнительной власти, которые в большинстве своем определяют внутреннюю политику государства;
– значительную роль в эффективности взаимодействия властей в государстве играют мероприятия по борьбе с коррупцией и их эффективность.
Теоретический эффект работы связан с возможностью применения собранного в курсовой работе теоретического материала для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практический эффект работы обусловлен возможностью применения результатов индикаторов и показателей сравнительного кросс-культурного анализа эффективности взаимодействия властей в Российской Федерации и Республике Беларусь для проведения такого же анализа в других странах.
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ДИСКУРСА
1.1. Проблема взаимодействия властей
В каждом государстве существует специфическая система уровней и ветвей власти, которая представляет собой единую структуру и выражена в функционировании конкретных органов, которые эту власть реализуют .
Под государственной властью в научной литературе понимается некая специальная способность государства оказывать влияние на социальные и экономические процессы, а также на поведение и идеологию населения, которое в нем проживает .
Власть является нематериальным понятием, однако ее эффективность может быть измерена посредством выделения ряда показателей и индикаторов. Однако надо отметить, что зачастую измерение эффективности власти и качества взаимодействия различных ее ветвей и уровней осуществляется посредством проведения сравнительного анализа, чаще всего имеющего кросс-культурный характер .
Значимость и обязательность взаимодействия властей отражается в нормах основных законов государств, в частности, в России, принципы разделения и взаимодействия властей раскрыты в Конституции Российской Федерации .
Проблема взаимодействия властей может рассматриваться с двух основных позиций, которые представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Направления исследования проблемы взаимодействия властей
Приведем краткую характеристику этих компонентов власти.
Ветви власти представляют собой дифференцированные направления деятельности государства, которые решают конкретный вопрос управления социальными процессами. Органы, представляющие каждую из ветвей власти, имеют собственные компетенции и полномочия, которые они должны реализовывать в рамках политики одного государства .
Так, в компетенцию законодательной власти входит разработка, утверждение, принятие и редакция всех нормативно-правовых актов, которые существуют на территории государства .
Исполнительная власть принимает участие в разработке нормативно-правовых актов и может предложить основные направления развития законодательства, однако в большей степени она осуществляет правоприменение, а также непосредственное управление социальными процессами .
Наконец, судебная власть реализует функцию контроля исполнения положений, которые закреплены в нормативно-правовых актах, она является последней инстанцией в решении множества спорных правовых вопросов .
Уровни власти представляют собой дифференциацию функций и полномочий власти по принципу выделения объекта управления. Так, государственная власть осуществляет глобальное управление на территории всего государства, а потому имеет большое количество полномочий и является первостепенной.
При этом муниципальная власть имеет локальное значение и реализуется на конкретной территории, которая подчиняется органам муниципальной власти каждого региона или области .
1.2. Основные показатели эффективности взаимодействия властей и факторы их формирования
Исходя из возможностей изучения двух направлений взаимодействия властей, важно выделить два комплекса показателей (индикаторов), которые могут использоваться для оценки эффективности взаимодействия властей в рамках сравнительного (кросс-культурного) анализа, – для оценки эффективности взаимодействия ветвей и уровней власти в государстве.
Важную методологическую роль в данном исследовании играет концепция В. Вундта о «психологии народов», в рамках которой выделяется два основных направления кросс-культурного исследования – психологическая этнология и историческая психология народов.
В основе концепции В. Вундта также лежит исследование «национального духа», который в контексте данного исследования важен для того, чтобы понимать, по какому принципу каждое государство выстраивает характер и оценочные показатели для всех ветвей своей власти.
По мнению В. Вундта, все процессы, которые происходят в государстве, обусловлено формированием национального духа, в основе которого ряд историко-культурных факторов, а также те социально-экономические условия, которые воздействуют на государство и общество в различные исторические периоды .
На рисунке 1.2 представлены основные индикаторы сравнительного (кросс-культурного) анализа эффективности взаимодействия различных ветвей власти .
Рисунок 1.2. – Основные индикаторы сравнительного (кросс-культурного) анализа эффективности взаимодействия различных ветвей власти
Как уже было сказано ранее, основной ветвью власти, от которой зависят все остальные, является законодательная. Именно она определяет правовые ценности и направления развития всех сфер жизнедеятельности государства и общества. Одним из индикаторов того, как законодательная власть взаимодействует с другими ветвями, является правовая определенность.
В частности, речь идет о том, что все законы должны быть однозначными, четкими, не предполагающими возможности трактовать их по-разному. В зависимости от того, все ли законы соответствуют принципу правовой определенности, выстраивается взаимодействие ветвей власти по их исполнению .
Исполнительная власть должна заниматься выполнением этих законов и не может трактовать их по-своему, а судебная – контролировать, как они выполняются и не допускать иных трактовок нормативно закрепленных правил и требований.
В соответствии с этим, выделяется и такой индикатор эффективности взаимодействия ветвей власти в государстве как качество исполнения законов, которое зависит не только от правовой определенности, но и, в целом, от правовой культуры, принятой в том или ином обществе, значимости и авторитетности судебной власти, которые формируются по результатам ее реализации и эффективности взаимодействия с законодательной и исполнительной ветвями власти .
Законность деятельности органов исполнительной власти также является индикатором эффективности взаимодействия различных ветвей власти в государстве. Прежде всего, речь идет о проблеме коррупционного взаимодействия органов власти и мерах о его профилактике и пресечения. Если уровень коррупции в органах исполнительной власти характеризуется как низкий, можно говорить о высокой эффективности взаимодействия различных ветвей власти в государстве .
Наконец, если в государстве на всех уровнях соблюдается конституционный принцип равенства граждан, который не нарушается на уровне законодательства, деятельности органов исполнительной власти или в судах, то можно также говорить о высоком уровне эффективности всех ветвей власти в государстве .
На рисунке 1.3 представлены основные индикаторы сравнительного (кросс-культурного) анализа эффективности взаимодействия различных уровней власти .
Рисунок 1.3. – Основные индикаторы сравнительного (кросс-культурного) анализа эффективности взаимодействия различных уровней власти
Первым индикатором эффективности взаимодействия государственной и муниципальной властей является региональное равенство, которое предполагает, что каждый регион и муниципальное образование, которые существуют на территории государства, имеют равные права и привелегии, характеризуются одинаковым уровнем социально-экономического развития и жизни населения .
Второй показатель – собственно, уровень жизни населения, который также должен быть одинаковым во всех подведомственных различным муниципальным образованиям территориям, что является характеристикой распределения государственного управления на все территории, находящиеся в составе государства, одинаковым подходом к обеспечению и поддержке этих муниципальных образований со стороны государства .
Важным показателем эффективности взаимодействия государственной и муниципальной властей является проведение административно-территориальных реформ, которые инициируются органами муниципальной власти для экономии средств государственного бюджета и более рационального распределения разного рода ресурсов .
Это выгодно государственной власти во всех направлениях (например, сокращение количества муниципальных образований за счет объединения или поглощения может привести к сокращению неэффективного финансирования, а, соответственно, с более целевым распределением бюджетных средств) .
Наконец, важным индикатором эффективности взаимодействия государственной и муниципальной властей является равномерная государственная поддержка бизнеса, вне зависимости от территории, на которой он функционирует .
Данный аспект очень важен для социально-экономического развития регионов и экономической стабильности государства в целом .
Выводы по первой главе
В первой главе курсовой работы, которая называется «Концептуализация дискурса», были сделаны следующие выводы:
1. Власть является нематериальным понятием, однако ее эффективность может быть измерена посредством выделения ряда показателей и индикаторов. Однако надо отметить, что зачастую измерение эффективности власти и качества взаимодействия различных ее ветвей и уровней осуществляется посредством проведения сравнительного анализа, чаще всего имеющего кросс-культурный характер. Значимость и обязательность взаимодействия властей отражается в нормах основных законов государств, в частности, в России, принципы разделения и взаимодействия властей раскрыты в Конституции Российской Федерации.
2. Исходя из возможностей изучения двух направлений взаимодействия властей, важно выделить два комплекса показателей (индикаторов), которые могут использоваться для оценки эффективности взаимодействия властей в рамках сравнительного (кросс-культурного) анализа, – для оценки эффективности взаимодействия ветвей (правовая определенность, качество исполнения законов, законность деятельности органов исполнительной власти и равенство прав граждан) и уровней (региональное равенство, уровень жизни населения, административно-территориальные реформы, поддержка бизнеса) власти в государстве.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года.
Б. Книги и учебники
3. Гудыменко, П.А. Государственная и муниципальная власть в России. Монография / П.А. Гудыменко, И.М. Асторова. – Нижневартовск: Издательский дом «Паритет», 2023. – 450 с.
4. Замараева, А.А. Государственная власть. Монография / А.А. Замараева. – Томск: Юпитер, 2023. – 450 с.
5. Каминская, Е.А. Эффективность власти: показатели и проблемы. Монография / Е.А. Каминская. – Липецк: Перекресток, 2021. – 326 с.
6. Лаевская, А.П. Политические институты. Теория и практика исследования. Монография / А.П. Лаевская. – Ставрополь: Лабиринт, 2018. – 480 с.
7. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общ. ред. А.А. Белика. – М.: Смысл, 2001. – 555 с.
8. Шаламова, И.М. Государственная власть: проблемы и перспективы реализации. Моногрвафия / И.М. Шаламова. – Волгоград: Контактум, 2023. – 388 с.
В. Статьи
9. Аберваева, П.А. Современное состояние исследования проблемы взаимодействия властей: теоретические и методологические подходы / П.А. Аберваева, С.М. Потапова, А.А. Прянишникова // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 3. Социология и политология. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2022. – С. 40–52.
10. Аушева, З.Г. Практики взаимодействия государственной и муниципальной власти в России / З.Г. Аушева // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 11. – С. 298–303.
11. Борисова, Е.Е. Специфические особенности оценки эффективности взаимодействия властей в рамках кросс-культурного исследования / Е.Е. Борисова, П.А. Казаринцева, А.А. Волгина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы политологии». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2023. – С. 60–71.
12. Бороздина, Е.М. Современные проблемы организации государственной власти: методология исследования / Е.М. Бороздина // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 1. Политология и социология. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2023. – С. 47–58.
13. Веселовская, А.С. Генезис взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной / А.С. Веселовская // Молодой ученый. – 2021. – № 28 (370). – С. 81–84.
14. Елисеева, Н.А. Муниципальная и государственная власть: проблемы взаимодействия / Н.А. Елисеева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2019. – № 4. – С. 88–100.
15. Коваленко, Л.Л. Проблема реализации принципа разделения властей в России / Л.Л. Коваленко // Молодой ученый. – 2019. – № 39 (277). – С. 96–101.
16. Курякова, А.М. Современные аспекты исследования государственной власти: региональнйы и муниципальный уровень / А.М. Курякова, И.М. Широкова, С.М. Базанова // Вестник политологии. – 2022. – № 10. – С. 48–59.
17. Лифанов, С.С. Об организации взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в Российской Федерации / С.С. Лифанов, В.В. Скоробогацкий // Вопросы управления. – 2019. – № 5 (60). – С. 6–17.
18. Макаренко, А.С. Проблемы эффективного взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации / А.С. Макаренко // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2014. – № 5. – С. 112–117.
19. Перегудова, М.И. Основные индикаторы эффективности взаимодействия властей на современном этапе развития государства и общества / М.И. Перегудова, Т.А. Слонимская, И.В. Мартьянова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2020. – № 11. – С. 99–112.
20. Петренко, Г. Государственная поддержка бизнеса в современном мире / Г. Петренко // Социальные и политические исследования. Сборник статей. – Воркута: Спектр, 2023. – С. 13–26.
21. Суфиянова, Г.Ш. Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти / Г.Ш. Суфиянова // Молодой ученый. – 2018. – № 39 (225). – С. 96–98.
22. Татаринова, А.П. Взаимодействие властей как предмет кросс-культурного исследования / А.П. Татаринова, С.М. Волжанина, Р.В. Пряникова // Вестник политологии. – 2019. – № 7. – С. 63–79.
23. Якубовская, А.А. Государственная и муниципальная власти в России: проблемы функционирования и взаимодействия / А.А. Якубовская // Вестник Тюменского государственного университета. – 2022. – № 8. – С. 33–45.
Г. Электронные ресурсы
24. Чадаев, А.И. Взаимодействие органов государственного управления и местного самоуправления [Электронный ресурс] / А.И. Чадаев // VIII международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум». – 2016. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021422 (дата обращения: 23.02.2023).
Д. Иностранные источники
25. Алешка, Б.У. Даследаванне эфектыўнасці ўзаемадзеяння заканадаўчай, выканаўчай і судовай улады ў сучаснай Рэспубліцы Беларусь: тэорыя і метадалогія даследавання / Б.У. Алешка // Веснік Гомельскага дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2023. – № 1. – С. 23–31.
26. Валькевіч, А.С. Расія і Беларусь – адзіны курс і розныя магчымасці / А.С. Валькевіч // Весці Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2022. – № 10 (156). – С. 123–138.
27. Зальсевіч, М.І. Актуальныя праблемы ацэнкі эфектыўнасці дзяржаўнай і муніцыпальнай улады ў Рэспубліцы Беларусь / М.І. Зальсевіч // Пытанні паліталогіі. – 2022. – № 7. – С. 45–58.
28. Чудоўская, І.У. Рэалізацыя прынцыпаў улады ў Рэспубліцы Беларусь: праблемы і перспектывы. Манаграфія / І.У. Чудоўская. – Віцебск: Віта-про, 2023. – 460 с.
29. Achtenberg, M., Fischer, A. Staat als Gegenstand wissenschaftlicher Forschung: Probleme und Perspektiven / M. Achtenberg, A. Fischer // Berliner Politische Zeitschriften. – 2022. – Nr. 7. – S. 25–29.
30. Johnson, A. Modern aspects of the interaction of authorities: features and problems / A. Johnson // Modern political research. – 2020. – No. 6. – P. 58–71.
31. Mathieu, G. Recherche politique dans le domaine des interactions entre pouvoirs publics: théorie et pratique / G. Mathieu // Discours politique. – 2023. – N° 2. – P. 42–50.